Панорама Духовщины

Газета Духовщинского района Смоленской области

Люди нашего района

Труд учителя не измерить обычною мерой

Гордость клуба «Золотого возраста» — люди, известные имена района, заслуженные работники предприятий и организаций, труженики сельского хозяйства. Его богатым украшением являются и замечательные учителя, ветераны педагогического труда, которые всю свою жизнь посвятили этому важному и благородному делу — воспитанию и обучению молодого поколения.
Одному из таких учителей и было посвящено очередное мероприятие клуба — «Здравствуйте, уважаемый Борис Яковлевич!». Б.Я. Степаненков достоин того, чтобы воздать ему должное добрыми и благодарственными словами. Бесспорно, это интересная личность, сочетающая в себе высокие педагогические и человеческие качества. Борис Яковлевич всю свою трудовую жизнь посвятил школе. Коллег всегда восхищало его удивительно трепетное отношение к школе, коллективу, своей работе, без которой он не мыслил жизни.
Родился Борис Яковлевич в апреле 1948 года в селе Щучье Жарковского района Великолукской (ныне Тверской) области в учительской семье. Отец Яков Калистратович после демобилизации из армии был назначен завучем Щученской семилетней школы, а с 1949 года – директором Котовской школы. Мать занималась пионерской и комсомольской работой. В 1955 году Б.Я. Степаненков пошел в школу. Он был прилежным учеником, активным участником всех внеклассных мероприятий. За отличную учебу и участие в пионеркой жизни школы был награжден грамотой райкома комсомола. В 1966 году Борис Яковлевич окончил среднюю школу и поступил на естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического института, который окончил с отличием в 1971 году.
После окончания института был направлен учителем в Микшинскую школу Хиславичского района, от туда и был призван в ряды советской армии. После возвращения со службы был назначен директором Загусинской восьмилетней школы, в которой проработал до ее закрытия в 1980 году.
В 1980 году Ерышовская восьмилетняя школа переходила в новое необорудованное здание, бывший 18-ти квартирный дом, принадлежащий железной дороге, передали школе, директором которой и был назначен Борис Яковлевич. В короткие сроки в здании были оборудованы классные комнаты, кабинеты, мастерские, столовая, интернат, помещения для занятий физкультурой, построена хоккейная площадка, спортивный городок. Сколько было потрачено для этого сил, здоровья директора школы и всего педагогического коллектива. За успешную подготовку школы к новому учебному году Б.Я. Степаненков был награжден грамотой районного Света.
За отличное выполнение порученного дела, организаторские способности, требовательность, внимательное отношение к детям и коллегам в августе 1981 года Борис Яковлевич был награжден грамотой Министерства просвещения РСФСР. Возглавляемая им школа поистине являлась центром воспитательной работы учащейся молодежи, за что неоднократно отмечалась вышестоящими организациями.
Всю свою жизнь Борис Яковлевич посвятил школе. Когда ему задали вопрос «ездил ли он куда-нибудь отдыхать?», он ответил – «ни разу». И не потому, что не было желания или не хватало средств, а потому, что был ответственным за порученный участок работы. «Было не до отдыха», — говорит Борис Яковлевич. В летний период надо было готовить школу к новому учебному году. За время работы на больничном был всего один раз, и то потому, что сломал руку.
Как говорят бывшие ученики Б.Я. Степаненкова все его уроки открытые, наполнены не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания. Сколько душевных сил и энергии отдавал он своим ученикам, обучая своих воспитанников правильно и просто разбираться не только в тонкостях его предметов, но и в законах жизни. Рядом с ним заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Глядя на него, тоже хочется идти вперед. Нет такого дела, за которое бы не взялся Борис Яковлевич, и с которым бы не справился
Со своей женой Верой Тимофеевной Б.Я. Степаненков познакомился в 1971 году в Хиславичском районе, куда его направили по распределению после окончания института. Два года девушка ждала его из армии. Поженились, в семье стали появляться дети. Борис Яковлевич и Вера Тимофеевна – пример семьи для односельчан. Они всегда вместе и на работе, и в огороде, и дома, как иголочка с ниточкой. Вот на таких семьях держится наша Россия.
А все потому, что вырос Б.Я. Спепаненков в замечательной, многодетной семье, где царила любовь и взаимопонимание. Очень интересная судьба у отца Якова Калистратовича, участника Великой Отечественной войны, который вырос в крестьянской семье, получил образование, до войны работал учителем, призвали в армию, потом война, прошел всю войну, участник Сталинградской битвы, на фронте был медбратом, вынес из-под огня не один десяток бойцов. Награжден многими медалями. Служил до 1947 года. После демобилизации вернулся к профессии учителя, окончил Московский педагогический институт. До конца своих дней оставался верен профессии учителя.
Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей. О своём выборе быть педагогом Борис Яковлевич не пожалел ни разу.
Много добрых слов было сказано в этот день в адрес Б.Я. Степаненкова, много пожеланий прозвучало в выступлениях собравшихся. На встречу с уважаемым педагогом пришли Н.С. Образцова-Чепой, заместитель главы МО «Духовщинский район», Ю.В. Мисуркин, заместитель председателя районного Совета депутатов, И.Г. Мисуркина, начальник отдела образования, Л.П. Панарина, менеджер администрации Булгаковского поселения, С.М. Журавская, заслуженный учитель школы РФ, а также коллеги и односельчане.
Борис Яковлевич – счастливый человек, потому что его любят ученики, уважают и почитают коллеги и односельчане, обожают друзья, боготворит семья и внуки. И сам Борис Яковлевич любит всех, любит жизнь в различных ее проявлениях. Авторитет и уважение, которыми он обладает – это авторитет профессионала и творческого учителя, щедро одаренной интеллектуальной личности… У учителей особое счастье – жить вечно, поскольку частица их души, мыслей, чувств, стремлений остается в учениках, в друзьях и коллегах.