Панорама Духовщины

Газета Духовщинского района Смоленской области

Культура

Кто в мир кино попал, навеки счастлив стал 

Начиная с восьмого сентября, в 16-й раз на Смоленской земле проходил Международный кинофестиваль «Золотой Феникс». Это значит, что вот уже 16 лет подряд Смоленский кинотеатр «Современник» гостеприимно распахнул свои двери перед известными актерами и режиссерами. 

Приезжали именитые гости и в нашу Духовщину: режиссеры Николай Стамбула и Марлен Хуциев, актеры Сергей Никоненко, Родион Нахапетов, Валентина Талызина, Дмитрий Марьянов, Елена Цыплакова. Эти фамилии хорошо известны не только нашему зрителю, но и за рубежом. Гости рассказывали о себе и о работе в кино, делились творческими планами, отвечали на вопросы, раздавали автографы. В этот раз очередной нашей гостьей стала Алла Ильинична Сурикова – режиссер, продюсер, актриса. Она приехала вместе с дочерью Кирой и не успела выйти из машины, как ее сразу же окружили поклонники и местные любители кино. Самодеятельные артисты районного Дома культуры поднесли хлеб-соль, исполнили величальную песню, препроводили до места.

А много ли в числе кинорежиссеров женщин? Принято считать (за редким исключением), что режиссерами и композиторами могут быть только мужчины. И как бы подтверждая эти раздумья, Алла Ильинична тоже подтвердила: в ее понятии профессия режиссера на втором месте после летчика-испытателя. Даже именем Алла  названа в честь маминой подруги летчицы. Но ее юная тезка летчицей быть не мечтала, а поступила в ВУЗ на факультете филологии, по специальности «русский язык и литература». Потом немного поработала на телевидении, немного в науке, но кино…

-Кино меня тянуло всегда,- рассказывала наша героиня.- И хотя родители были далеки от этого жанра искусства, но профессиональным артистом был родной брат отца, а другой дядя работал на киностудии художником. И пусть из-под ладони, но взор мой всегда был направлен в сторону кино. 

Судьба везде тебя найдет. Первые пробные шаги в кинематографе, в роли ассистента режиссера, оказались настолько увлекательными, что выбор будущей профессии был решен окончательно. Далее последовали Высшие курсы сценаристов и режиссеров детского кино в Москве, а затем и самостоятельная работа.

Кто не любит детский юмористический журнал «Ералаш» Бориса Грачевского? Идею его возникновения предложила Алла Сурикова, на которую ее подтолкнул поэт и писатель Олег Григорьев. Поначалу со стороны отдельных коллег возникали сомнения. Зачем «Ералаш» когда есть киножурнал «Фитиль» Сергея Михалкова. Работы много, а денег дают мало. Однако опытные коллеги, среди которых был и Ролан Быков, идею поддержали и «Ералаш» пошел в прокате широким шагом, для которого Алла Ильинична еще написала и несколько миниатюр.

О таланте женщины режиссера заговорили после просмотра ее мелодрамы «Суета сует» с Галиной Польских и Фрунзе Мкртчяном в главных ролях. Толчком к созданию послужил эпизод в ЗАГСе, где женщина «расписывала» молодоженов. Тысячи раз в году она произносит одну и ту же фразу: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день…» Это были 70-е годы дефицита всего и вся, поэтому режиссер просто не могла не вставить в фильм язвительный эпизод, подсмотренный из жизни сценаристом Эмилем Брагинским: служитель ЗАГСа (Г. Польских) заявляет молодым и гостям,- «Сойдите с ковра, вас много, а ковер один».

Далее последовали «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара капуцинов» за главную роль в котором Андрей Миронов был признан лучшим актером 1987 года. Это была и последняя главная кинороль любимого артиста. На гастролях в Прибалтике Московского театра Сатиры он скоропостижно скончался прямо на сцене.

Остросатирическую комедию «Две стрелы» представители власти встретили настороженно. Детектив каменного века, но с политическим подтекстом. Подобное раньше не проходило, но в прокат допустили, возможно, потому, что надвигались суровые перестроечные дни.  Мы хорошо их помним, когда толстосумы бесцеремонно полезли и в кинематограф. Деньги тогда были только у них, но они же диктовали и свои условия. Такие фильмы народ не воспринимал, но только не режиссера А. Суриковой. В перестроечные годы вышли в свет «Чокнутые», «Московские каникулы», «Хочу в тюрьму» и другие. Как талантливого режиссера, как женщину ее понимали и шли навстречу. Недаром кинооператор Яков Беленький величает ее Алла Феллинишна. Федерико Феллини известный, маститый итальянский кинорежиссер, неоднократно получавший «Оскара».

О том, как снимают кино «жулики» мы просмотрели небольшой эпизод из кинофильма «Идеальная пара», где герой Сергея Никоненко уморил  от смеха. И еще один – рабочий момент на съемочной площадке, где достается не только актерам, но и самому режиссеру. Режиссер А. Сурикова своих актеров любит: не унижает, не оскорбляет, не кричит, дает высказаться, даже если сцена в кадр не войдет. Она и величает их уважительно, ласково: Верочка Глаголева, Любочка Полищук. А если что-то идет не так,- «Ничего-ничего. Сейчас переснимем и сравним, какой эпизод лучше». Воспитанная интеллигентность Аллы Суриковой, в отличие от показной, обращает на себя внимание сразу. Оно и понятно, что с таким режиссером охотно работали даже самые известные актеры, ставшими и ее лучшими друзьями.

Мой самый любимый кинофильм «Ищите женщину». Его часто «крутят»  по ТВ, и не надоедает. Работа снята по мотивам пьесы французского драматурга Робера Тома «Попугаиха и цыпленок». В главной роли режиссер видела только грузинскую актрису Софико Чиаурели, хотя у руководства были другие кандидатуры.

— Фильм снимали в одной аудитории, но легким его не назовешь,- вспоминала режиссер. – На роль инспектора Грандена пробовались Михаил Ульянов и Армен Джигарханян, а на Максимена — Семен Фарада. Однако лучше всех себя проявили Леониды – Куравлев и Ярмольник. Сергей Юрский был немного отстранен от натуры, для режиссера… очень умен. А помните героиню в розовом? Ее сыграла малоизвестная, но талантливая Елена Укрощенок. Потом она стала женой Эдварда Радзинского, а сейчас занимается благотворительностью и заботой о людях с ограниченными возможностями.

Мне вспомнилось, что как-то «гоняя» каналы по ТВ наткнулась на интервью с Еленой Укрощенок, и как раз на эпизод, когда ей задавали вопрос, что подтолкнуло сменить свой имидж. Ответ оказался простым и лаконичным…

-Однажды в голову взбрела мысль: вот умру и предстану перед Богом. И он спросит чему посвятила свою жизнь, какой добрый след оставила на земле, за что благодарить? А я отвечу: крутила романы, любила наряжаться, быть в центре внимания. И стало не по себе. Действительно, за что благодарить? И кто я такая, если мы все из одной глины. Спасибо ей за эти поучительные слова, за прекрасно сыгранную роль и за современные добрые деяния.

Как результат талантливой работы комедийный детектив «Ищите женщину» еще долго не выйдет из проката. В пьесу французского драматурга режиссер вставила и свои задумки – крылатые выражения из журнала «Крокодил», которые коллекционировал  один военный чиновник: — «При хорошей женщине и мужчина станет человеком», «Если к вам не прижимаются в метро, это вовсе не означает, что метро в городе не существует», или еще «Женщину украшает скромность, если нет других украшений».

— Когда нам с Кирой предстала  возможность поездки в Париж было решено подарить Роберу Тому кассету с кинофильмом, снятому по сюжету его пьесы,- продолжала вспоминать режиссер. — Дочь свободно говорит по-французски, с трудом, но раздобыла номер его телефона, позвонила и вижу, как медленно угасает ее приветливая улыбка, удивленно вытягивается лицо. Как оказалось, драматурга заинтересовал не кинофильм, а выплата денег за использование его литературного произведения. Говорю, скажи — заплатить можем только «деревянными»…  А кассету подарили первому попавшемуся полицейскому.

То, что профессия режиссера на втором месте после летчика-испытателя не пустой звук. От создателя она требует огромных усилий воли, выдержки, умения убеждать и побеждать, выслушивать обидные, порою, незаслуженные упреки от членов приемной комиссии, терпеть закулисные выпады завистников. Каково это резать «по живому», если заставляют убирать из готового творения отдельные, интересные эпизоды, навязывают на роли других актеров и если актеру отказать, он перестает с тобой здороваться. А сколько нервотрепки в ходе съемочного процесса, не говоря уже о личном.

— Снимали «капуцинов» где много драк и усиленного внимания, и вдруг телефонный звонок от дочери,- «Мама, я попала в аварию. Машина перевернулась, но ты не волнуйся, у меня порваны брюки, выпали деньги и больше ничего». Хорошее утешение для мамы, у которой и без того что-то не шло, не получалось. Леонид Ярмольник потом вспоминал, что мы ей так заморочили голову, что финальную сцену драки пришлось снимать без режиссера. К счастью она вся вошла в кадр.

Кира Сурикова тоже иногда  снималась в картинах матери, но проявила писательский талант. У нее трое сыновей и все творческие личности. Дочь активная мамина помощница, сопровождает в командировках, помогает в работе. Когда мать пробовала снимать детское кино, без помощи пятилетней Киры не обошлось. Они  совместно сочинили стихотворение «Дочки-матери», где по сюжету поменялись ролями: мама была дочкой, а дочка мамой. Внук Николай тоже пишет стихи, только они получаются грустными. Семья собирается издать отдельный сборник и если стихи кого-то заинтересуют, загляните в журнал «Знамя» за 2021 год.

Аллу Сурикову считают везучей в профессии. Большинство ее работ вошли в Золотой фонд РФ, отмечены массой наград. Но нельзя не согласиться, что без таланта везение не поможет, особенно в жанре комедии, за экранизацию которого возьмется не каждый. Вдобавок к этому нужны деньги, интересный сценарий, хорошие актеры, желательно, вежливая улыбка и деликатность режиссера. А. Сурикова свою профессию любит. Для нее огромное счастье создавать и дарить людям радость. Любой из нас назовет не один свой любимый кинофильм, но не любой скажет фамилию создателя. Жена актера Алексея Булдакова Людмила, в разговоре с Суриковой, назвала три самых любимых своих кинофильма – «Суета сует», «Человек с бульвара капуцинов» и «Ищите женщину». Только фамилий режиссеров не знаю,- призналась она, и, узнав очень сильно смутилась.

Несмотря на возраст А. Сурикова работу не оставила. Она член Союза кинематографистов РФ, лауреат премии Правительства России, издала книгу автобиографии «Любовь со второго взгляда», руководитель студии «Позитив-фильм». А еще выпускает студентов, среди которых немало знаменитых, талантливых, интересных. Разных. Посетовала, что в нашем прокате засилье американских фильмов, а деньги на съемку своих режиссерам приходится изыскивать самим. Похвалила Алла Ильинична и наш кинотеатр «Заря», которых нет даже в больших городах. Прощаясь с гостеприимными духовщинцами тоже раздала автографы, сфотографировалась с желающими и пожелала всем успехов. Она верит только в хорошее и справедливое, которое обязательно грянет. Будем верить и мы.