В рамках проекта для сотрудников Юнипро
«Искусство для всех»
21 июля нынешнего года на Смоленской ГРЭС состоялось открытие выставки «Шедевры импрессионистов из коллекции братьев Морозовых». Ценителям искусства предоставлена возможность не только окунуться в атмосферу новых репродукций картин, но и насладиться произведениями великих импрессионистов, таких как Моне, Сислея, Ренуара и других. Кто-то впервые узнает имена собирателей современного искусства – Ивана и Михаила Морозовых рубежа XIX и XX веков, а есть и те, кто уже знаком с их коллекцией. Однако, как подчеркнула одна из посетительниц мероприятия, «мы воспринимаем открытие новой выставки точно так же, как выход в прокат нового фильма, куда обязательно нужно сходить, чтобы погрузиться в прекрасный мир искусства, в котором оживают полотна». В окружении таких картин день становится по-настоящему праздничным, наполненным радостью и позитивом.
Открыл выставку директор филиала «Смоленская ГРЭС» ПАО «Юнипро» Евгений Александрович Иноземцев, подчеркнув всю важность происходящего события. Но прежде он любезно согласился ответить на вопросы корреспондентов областной и районной прессы.
В кабинете директора
Разговор получился откровенным и содержательным. Евгений Александрович незамедлительно отметил, что это пятая выставка. Энергетики, не отвлекаясь от производства, уже имели возможность познакомиться с творчеством Василия Ивановича Сурикова. Не меньшее удовольствие доставила им выставка старых фотографий Шатурской ГРЭС. Постигали работники станции и тайны мастерства немецких художников. Позже познали манеру письма голландских живописцев. Нынешняя выставка стала логичным продолжением серии экспозиций в рамках просветительского проекта для сотрудников Юнипро «Искусство для всех» и является знаменательным событием в жизни филиала.
— Основная цель данного проекта, ведущего свою историю с 2019 года, – подстегнуть интерес к изобразительному искусству и послужить популяризации культурного просвещения не только в филиалах Юнипро, но и в регионах присутствия компании, — сообщает Е.А. Иноземцев. — В дальнейшем репродукции картин, как и с предыдущих выставок, будут подарены школам искусств нашего района. К примеру, обладателями репродукций картин Сурикова стала в год своего 60-летия Духовщинская музыкальная школа, на юбилее которой мне посчастливилось побывать, был приятно удивлен, когда узнал, что там обучается 140 человек, да и концерт прошёл на профессиональном уровне.
— Евгений Александрович, почти три года Вы у руля предприятия, которое не только заслуженно входит в число наиболее экономичных и надёжных электростанций страны, но и много внимания уделяет благотворительной деятельности. Что можете сказать по этому поводу? – прозвучал вопрос.
— За время своей деятельности в Духовщинском районе объехал все школы, интернаты и детские сады, да и учреждения тоже, — повествует директор, — точно знаю, в чём нуждаются. Оказываем адресную помощь, в первую очередь, там, где наибольшее количество людей.
Не остается без внимания детский спорт, традиционной стала помощь секциям тхэквондо г. Духовщины и п. Озёрный. Существенна помощь и при проведении соревнований по судомоделизму, как дань памяти озёрненца Анатолия Лебедева.
Большое внимание уделяется социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Ласточка» (произведен ремонт крыльца и канализации).
В числе приоритетных – озёрненские районная больница №1, детский сад, общеобразовательная школа и школа искусств. Выполнены работы по замене окон, отремонтированы кровли, приобретено необходимое оборудование…
С заботой о людях
Посматривая на часы, напоминающие о предстоящем мероприятии, Евгений Александрович на все задаваемые вопросы отвечал четко и лаконично. И в заключение беседы произнес:
— Благодаря партнерским отношениям между Юнипро и Государственным музеем изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, на данный момент всем нам предоставляется уникальная возможность познакомиться с наиболее известными репродукциями картин из коллекции братьев Морозовых, которую они собирали для будущих поколений.
Ключевая роль в подготовке выставки не в первый раз принадлежит искусствоведам музея. И в этот раз они помогли выбрать из более 200 представленных в его стенах шедевров импрессионистов, принадлежащих текстильным магнатам, наиболее впечатляющие и узнаваемые 15 из так называемой «французской части» собраний.
— Этой целью определялась просьба предоставлять на выставку не случайный очередной выставочный материал, а произведения, достойно выражающие индивидуальность каждого, — произнёс Е.А. Иноземцев.
Сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит главная и масштабная выставка этого лета «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» о влиятельном роде промышленников, давшем России сразу двух братьев-собирателей современного искусства. Поэтому выбор тематики для экспозиции в Юнипро не был случайным, и на несколько месяцев коридоры административного этажа здания станут своего рода филиалом Пушкинского музея.
Проходя от картины
к картине
Посетители выставки невольно обмениваются мнениями, с одобрительными улыбками обсуждают сюжеты полотен. По восхищённым взглядам видно, что выставка всем понравилась. Эмоции же, придают каждой картине яркость и неповторимость, ведь в каждой работе заложена частичка души автора.
Всем известно, что настоящие художники являются своего рода философами. Они как-то по-другому, особо воспринимают мир. Заставляют задумываться о происходящем, а порою и переосмыслить свою жизнь. Ведь каждый из нас воспринимает произведение по-своему, находит в нём близкий для себя образ или настроение, мечту или реальность, и даже что-то личное. Может быть, в этом и состоит загадка работ художника, который, создав удивительный мир, приглашает зрителя к диалогу.
Трудно не удержать взгляд на картине Винсент Ван Гога «Море в Сент-Мари», написанной на берегу Средиземного моря. Что притягивает к ней?.. Скорее наполняет огромной жизненной силой и энергией. Морское пространство с высокой линией горизонта кажется беспредельным, а изображение парусов рыбачьих лодок, сопротивляющихся силе ветра, говорит об извечном, когда морская стихия и люди в нем сливаются в единый поток бытия.
Завораживает и его работа «Красные виноградники в Арле», веришь и не веришь в совершенно красный, как красное вино, виноградник, в зеленое небо и фиолетовую после дождя землю с желтыми отблесками заката.
А вот и Пьер Огюст Ренуар, художник, не написавший ни одной печальной картины, рисовал только счастье, наглядным доказательством является «Портрет актрисы Жанны Самари». Яркий свет, радость, полнота жизни, молодость… В наше время, когда порой так не хватает простых радостей и ясного взгляда на жизнь, хотите(?) увидеть людей в спокойную и счастливую минуту, познакомьтесь с творчеством самого позитивного портретиста, который даже черной краской никогда не пользовался. На его картинах зритель не только наслаждается, но и отдыхает, впитывает сугубо положительные эмоции.
Остановленный момент бурлящей жизни Парижа можно увидеть в самой известной работе Клода Моне «Бульвар Капуцинок». Здесь нет никакой постановочности, никто не позирует, люди изображены как совокупность мазков, эффект «стоп-кадра». Он писал не предметы и людей, а единую цветочную конструкцию из бликов и пятен.
Каждая работа импрессионистов – это маленький шедевр. Посетители выставки ни могут не видеть, насколько разным было творческое самовыражение художников. Так, например, Альфред Сислей любил писать небо, которое занимает большую часть полотна, его пейзажи тихие, наполненные цветочным уютом.
Источником вдохновения Камиля Писсарро была земля, по которой он ходил, воздух, меняющий всё вокруг, свет, интенсивность которого влияла на восприятие; убеждает во всём этом его картина «Оперный проезд в Париже», передающая красоту и поэтичность города.
А вот живописец-самоучка Жорж де Эспанья, автор натюрморта «Цветы и фрукты», известен не только как талантливый художник, но и как рисовальщик, гравер, стенограф.
Из всех предоставленных на выставку репродукций нет ни одной, которая ни могла бы не заинтересовать. Словом, посмотреть стоит.
Дверь в мир
импрессионистов
Выставка – место, где творчество художника находит своего зрителя, своего ценителя. Здесь воочию понимаешь, переживаешь опыт общения с искусством, а порой и недоумеваешь.
Сейчас импрессионистическое творчество нам кажется более близким к классической традиции, для современников же того времени идеи импрессионизма были подобны свежему ветру и буйству красок. Художники старались сделать свои картины более живыми, отражать движение, наполняющее природу, и, отказавшись от привычных образов, изображали всё подряд, а вместо четкого рисунка использовали широкий «небрежный» мазок.
Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.
Но откуда(?) в семье прозорливых коллекционеров Морозовых было настолько чуткое понимание искусства, что несмотря на имеющееся отрицание импрессионизма тогда, наши коллекционеры приобретали эти произведения, понимая, что в данный момент твориться история мировой живописи.
Созданное Михаилом (со страстью и эмоциональностью) и Иваном (с упорством и уверенностью знатока) было плодом напряженного труда и размышлений.
По замыслу Ивана, коллекция должна была стать идеальным музеем, продуманным до мелочей. И, конечно же, это не могло не стать лейтмотивом выставки «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых», которая будет проходить до 30 октября в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и которую ежедневно посещают около четырех тысяч москвичей и гостей столицы.
Более 600 экспонатов, принадлежащие братьям Морозовым разместились в тринадцати залах ГМИИ, а новая экспозиция – это не столько рассказ ещё об одной странице в истории русского собирательства, сколько повествование о личностях собирателей, очень разных по характеру и темпераменту, но единых в желании создать в России коллекции музейного уровня.
О деятельности братьев Морозовых энергетики в доступной форме узнают из письменного обращения директора Пушкинского музея Марины Лошак, размещённого на стене и послужившего отправной точкой к познанию шедевров импрессионизма.
Люди говорят
На выставке царит необыкновенная атмосфера. Здесь не просто восхищаются увиденным. Много теплых и искренних слов прозвучало как в адрес руководителей станции, так и организаторов выставки, приведу лишь некоторые из них:
«Благодарю всех, кто задействован в создании выставки, за предоставленные замечательные работы. Я просто в восторге, душа радуется!.. Невозможно не восхищаться как историей братьев, так и коллекцией картин. В каждом произведении утверждается жизнь, радость, сердечное дружелюбное отношение к миру».
«Потрясающая выставка!.. Обязательно нужно увидеть своими глазами. Это мероприятие посещает большинство из нас. Приходим, чтобы насладиться искусством. И такие выставки очень нужны массе людей, у которых нет больших возможностей, но которые любят прекрасное».
«Приобщение человека к искусству происходит через социокультурную деятельность. Выставки имеют большое значение в эстетическом воспитании общества, предполагаю, что пристрастия к искусству, выставочным площадкам должны эволюционировать от выставки к выставке. Только так мы можем прикасаться к прекрасному и чувствовать всю силу и красоту искусства. Огромные слова признательности руководству предприятия за проект для сотрудников Юнипро, благородное дело».
«Описывать произведения искусства не имеет смысла, тем более некоторые из них очень знамениты. Много можно говорить и о просветительской роли выставок, о воспитании художественного вкуса. Однако я хочу выразить искреннюю благодарность всем тем, кто дает возможность прикоснуться к великому творчеству, даже репродукции выполнены на высоком уровне. Класс!..»
«Спасибо всем организаторам!.. Такие выставки, как воздух, необходимы всем – и любителям искусства, и тем, кто хочет «оторваться» от рутины, скрасить свой быт. Для всех подобные выставки – это встречи с новым, всегда открываешь для себя что-то неизведанное. И каждая такая выставка всегда дает надежду на то, что проект «Искусство для всех» не иссякнет и будет работать долгие-долгие годы. Хорошее дело делает наше руководство».
После посещения выставки и у меня остались самые теплые воспоминания. И, как финальный аккорд, приятное осознание того, что в нашем районе существует такое градообразующее предприятие, как Смоленская ГРЭС, где умеют наполнять жизнь красотой и, преобразовывая этот мир, делать его лучше и добрее.
Кира СЕРЕГИНА